Первые дороги, выложенные камнем, это дороги Древнего Рима. Древние цивилизации Египта, Междуречья и даже Греции укрепляли свои дороги от грязи песком, щебнем или гравием. Однако они тоже не отличались долговечностью.
Первая дорога, выложенная камнем – это Аппиева дорога, которая соединяла Рим и Капую. Строилась она в 312 году до нашей эры, во времена, когда Рим еще был республикой.
Главной задачей дороги было быстрое передвижение, которое преследовало две цели: военную и торговую. Военная была даже более насущной, ибо быстро передвигающееся войско могло вовремя отразить атаки варварских племен с запада и с севера. Далее, во времена империи, тактика сооружения мостовых оставалась первейшей задачей государства: именно благодаря ей Рим стремительно разрастался и богател. Остатки римских дорог сохранились по настоящее время даже на окраинах древней империи, например, в Великобритании. Отличные дороги стали, вероятно, и одной из причин быстрого падения Рима в V веке, ведь грязь и непроходимость тоже не были для варваров помехой.
Средние века надолго позабыли о каменных мостовых. История этой эпохи знает несколько примеров, когда отсутствие нормальных дорог приводили к военным поражениям из-за того, что войска просто утопали в грязи по дороге к цели. Возрождение каменных мостовых в истории градостроительства случилось только к исходу средневековья, в эпоху Ренессанса. Именно тогда Европа обзаводится мостовыми и мастерскими каменотесов. Появилась профессия, гильдия, появились первые дороги. В XIV веке мощеные дороги появились в Неаполе, Флоренции, Париже, Праге. К XVIII веку Европа стала не только просвещенной, но и обзавелась приличными дорогами, на которых уже можно было путешествовать с удовлетворительным комфортом, вести торговые дела и политические сделки.
В это время Россия только двигалась к эпохе Петра.
Москва стелила дорогу деревянными досками, в равном положении находились и другие дороги России. Проблема таких дорог заключалась в недолговечности: разбухании, дроблении копытами лошадей и колесами повозок. Строительство Санкт-Петербурга как европейской столицы естественно влекло за собой и задачу строительства соответствующих дорог. Царским указом было велено доставлять в город дикий камень, который приходил сюда и сухопутно, и на лодках водным путем. Причем размеры блоков тоже указывались: от 10 до 5 фунтов.
С середины XIX мостовые делаются из брусчатки: камня типа песчаника или гранита, обточенного в форме бруска и плотно пригнанного друг к другу. Были, конечно, и другие методы строительства дорог (например, чугунные мостовые), но вплоть до появления технологии асфальтоукладки брусчатка была самым надежным и выгодным способом. Уже захотели заказать мощение дорожек возле дома?